Почитание на Руси святителя Спиридона Тримифунтского (О. Н.Куликова-Романова)

Доклад Ольги Николаевны Куликовской-Романовой (председателя Благотворительного фонда во имя Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны) на пресс-конференции в Даниловом монастыре, посвященный подготовке принесения из Керкиры в Россию десницы святителя Спиридона Тримифунтского, 13 марта 2007 года.

    На Руси почитание святителя Спиридона, Тримифунтского Чудотворца, известно издревле в среде простого верующего народа, особенно среди крестьянства. Кипрский епископ сам был простым пастухом, он не оставил своего занятия и после хиротонии во епископа. Святой Спиридон является небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда. Но кипрский Чудотворец чтился в России и на вершинах Царской власти. Так, во время Казанского похода по дороге из Москвы было явление святителя Спиридона Тримифунтского Царю Иоанну Васильевичу Грозному. Святой духовно укрепил Государя в Его решимости одолеть супостатов и освободить казанцев от ногайских узурпаторов. После победы на месте чудесного явления Царь по обету воздвиг Спиридоньевский монастырь. До наших дней этот монастырь не дожил, но на его месте возведен поклонный Крест.
  

Русский царь Иоанн Грозный Реконструкция облика царя сделана     М.М. Герасимовым в 1963 году


Отец первого Царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича – Великий Государь и Господин Святейший Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Феодор Никитич Романов) воздвиг в Москве храм святителя
Спиридона в своих владениях на Козьем болоте, там, где пасли коз Патриаршего двора. 


Феодор Никитич Романов
 
Впервые этот храм упоминается в 1627 году, первоначально он был деревянным. А в 1633–1637 годах была возведена каменная церковь. Этот храм со временем дал название улице Спиридоновка и переулку Спиридоньевский. Эти названия сохранились до сих пор, а храм был уничтожен богоборцами до основания. К истории этого храма я ещё вернусь в конце выступления. 
 
Церковь святителя Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте (Москва)


   Некоторые исследователи утверждают, что повсеместное почитание Тримифунтского Чудотворца Спиридона в первой половине и в середине XVIII столетия в Российской Империи несколько поугасло. Но 12 декабря 1777 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в Семье Наследника Престола Великого Князя Павла Петровича родился первенец – Великий Князь Александр Павлович – любимый внук и воспитанник Императрицы Екатерины Великой. В Царском Роду был обычай почитать в качестве небесного покровителя не только святого, чьим именем наречен Царственный Отпрыск, но и святого, в день которого появился на свет Августейший Младенец. Так, например, в царствование Петра Великого, да и потом в России очень чтился преподобный Исаакий Далматский, в день которого родился Царевич Петр Алексеевич. Именно поэтому в Санкт-Петербурге помимо собора Петра и Павла был соборный храм преподобного Исаакия Далматского, который, собственно, и стал кафедральным в столичной епархии. С рождением Великого Князя Александра Павловича особо стал отмечаться как Царский день праздник святителя Спиридона.
  

Император Павел I
  

Император Александр I

   Почитанию святителя Спиридона определенным образом способствовали и войны России с Османской Турцией. Так, вечером 11 декабря 1790 года был закончен штурм Измаила – турецкой крепости на Дунае. По церковному времяисчислению, то есть после начала вечерней службы, наступали уже следующие церковные сутки – 12 декабря. Именно поэтому в Измаильской мечети XVI века в тот же вечер расположился походный воинский православный храм. Его посвятили святому Чудотворцу Спиридону. Победитель Измаила Александр Васильевич Суворов 13 декабря 1790 года докладывал в письме главному вельможе Императрицы – князю Потемкину: «Простите, что сам я не пишу: глаза от дыму болят… Сегодня у нас будет благодарный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со Крестом пред сим славным полком».
    Благодарственный молебен служил священник Полоцкого пехотного полка Трофим Егорович Куцынский. Его полк попал под ураганный огонь: командир был убит, многие офицеры ранены. Бросившись вперед с воздетым над собою Крестом, отец Трофим увлек за собой солдат. За этот подвиг он был пожалован наградным наперсным Крестом с бриллиантами на Георгиевской ленте и возведен в протоиереи. Измаильская Спиридоньевская церковь впоследствии, уже после кончины генералиссимуса А. В. Суворова, была заново освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
    Император-мученик Павел, который очень чтил святителя
Спиридона как покровителя своего старшего Сына и защитника Православия на Балканах, решил освободить от захватчиков греческий остров в Ионийском море Керкиру. Там с XV века почивают мощи святителя Спиридона. Остров Керкиру, или по западноевропейскому Корфу, в 1797 году захватили революционные войска Франции. 18 февраля 1799 года штурмом с моря была взята почти неприступная крепость Корфу. Победителем стал святой флотоводец Федор Ушаков. А его союзниками на этот раз были турки. Генералиссимус Александр Суворов тогда в сердцах сказал, что в этом историческом штурме он готов был бы участвовать даже мичманом.
     После воцарения в 1801 году Император Александр Павлович первоначально довольно широко смотрел на религиозные вопросы. Но, ведя упорную борьбу с Наполеоном и его революционной армией, он все более и более проникался духом Православия и решительно отходил от мистических увлечений юности. Биографы Государя этот перелом относят к 1806 году.
    Знаменательно то, что именно в 1806 году Император Александр I Павлович основал при дворцовой резиденции в Стрельне из жителей близлежащих деревень Императорский батальон милиции. Батальонным праздником Высочайше был назначен день святителя
Спиридона, а вскоре батальон был причислен к корпусу войск Гвардии и переформирован в Лейб-гвардии Финляндский полк. Приняв под Фридландом в 1807 году свое первое боевое крещение, Финляндский полк всегда грудью стоял за великое Отечество и множил его славу. Знамена доблестного полка победно развевались на полях Бородина, Малоярославца, Лейпцига, в Париже. В 1813 году, после окончания войны, Финляндский полк был расквартирован на Большом проспекте Васильевского острова. В этом здании при лазарете была освящена домовая полковая церковь во имя святителя Спиридона Тримифунтского.
    Еще раньше, в марте 1808 года, была устроена церковь во имя святителя
Спиридона Тримифунтского при Главном Управлении Императорских уделов. Первоначально Управление уделов находилось на Миллионной улице, в 1857 году оно переехало на Литейный проспект, куда перевели и домовую церковь святителя Спиридона.
     Примерно к тому же времени относится и создание церкви Успения Пресвятой Богородицы в Москве. На Пречистенке в 1799 году начала строиться церковь по проекту архитектора Леграна. Строительство завершилось в 1806 году, и один из пределов храма был посвящен святому
Спиридону Тримифунтскому. Прямых свидетельств о том, что этот придел как-то связан с Императором Александром Павловичем, нет. Но все же в год освобождения Керкиры от революционных французов, 1799-й, началось строительство храма, а религиозный поворот во взглядах Императора, 1806-й, приходится на год завершения строительства. Эти совпадения заставляют задуматься о том, что какая-то мистическая связь между этим приделом святителя Спиридона Тримифунтского и Царским Родом существует.
    В Санкт-Петербурге около 1817 года при Елизаветинском женском институте стараниями Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны была устроена ещё одна церковь во имя святителя
Спиридона Тримифунтского. Одна из святынь, хранившихся в церкви, – часть бархатной туфли из раки святителя на Керкире.
  

Императрица Елизавета Алексеевна (супруга Императора Александра I)


    Мощи святого
Спиридона раз в год, по обычаю, переобувают, поскольку святитель чудесным образом изнашивает свою обувь, посмертно странствуя по земле для исполнения молитв верующих. У нас так же регулярно меняют истоптанную святым обувь преподобного Сергия Радонежского. Изношенные за год, истоптанные святителем Спиридоном туфли передают верующим. Конечно, такого рода подношения удостаивают наиболее знатные православные персоны.
   Устройство храма при Елизаветниском    институте стараниями Императрицы Елизаветы Алексеевны явно было духовным подарком к сорокалетию Ее Супруга Государя Александра I Благословенного.
    Летом 1821 года в связи с кардинальной перестройкой Исаакиевского собора было принято решение устроить временный поместительный храм в здании Адмиралтейства, что и было сделано архитектором Монфераном, автором проекта нового Исаакия. 12 декабря того же года ко Дню рождения Государя в Адмиралтействе был освящен храм во имя святителя
Спиридона. А другой придел был посвящен преподобному Исаакию Далматскому.
    Однако и по завершении строительства Исаакиевского собора, уже в царствование Государя Императора Николая I Павловича, Адмиралтейский храм святителя
Спиридона решили не упразднять. А 27 октября 1858 года по повелению Государя Императора Александра II Освободителя Адмиралтейской церкви во имя святителя Спиридона Тримифунтского был Высочайше дарован статус собора. Здесь тоже хранилась бархатная туфля кипрского святого, привезенная в 1860 году с острова Корфу Великим Князем Константином Николаевичем, Братом Императора Александра II.
  

Император Александр II

   В 1863 для Адмиралтейского собора святителя Спиридона академик живописи Ф. Г. Солнцев написал образ Спасителя, для которого ювелиры Ф. А. Верховцев и Ф. Бутц сделали дорогой оклад с бриллиантами. Этот образ напоминал о спасении Генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича от руки террориста во время службы Царского брата в Польше.
   Великий Князь Константин Николаевич был отцом Великой Княжны Ольги Константиновны, которая 15 октября 1867 года вышла замуж за короля Эллинов Георга I, сына короля Дании Христиана I и брата Датской Принцессы Дагмар, Великой Княгини Марии Феодоровны, будущей Императрицы Всероссийской. В 1869 году Великий Князь Константин Николаевич писал дочери Ольге:
   "Знаешь ли Ты, Голубушка, что у Тебя есть особая связь с местным святым, коего мощи покоятся в Корфу? Это святой
Спиридон, коего праздник есть праздник Лейб-гвардии Финляндского полка, а Ты Дочь Финляндского Шефа, полковая Дочь. На полковом молебне у нас поется: "Святый отче Спиридоне, моли Бога о нас". Когда будешь поклоняться его мощам, не забудь помолиться о Финляндском полку и о его Шефе".
  

Ольга Константиновна, королева Греции


    Кроме того, святитель
Спиридон был небесным покровителем и Лейб-гвардии Волынского полка. В Ораниенбауме под Петербургом для нужд полка был выстроен храм святителя Спиридона. Потом там располагалась офицерская стрелковая школа, и Спиридоньевский храм стал домовой церковью этой школы. Приход храма святителя Спиридона состоял из Управления Офицерской Стрелковой Школы, господ офицеров постоянного и переменного состава и их семейств и служителей, всего до 700 человек.
     В числе временных прихожан церкви святого
Спиридона в Ораниенбауме были Августейшие Особы Императорского Дома. Это бывало по случаю Высочайшего прикомандирования Их Императорских Высочеств к Учебному пехотному батальону для ознакомления со строевой службой. Так, при командире Генерал-майоре фон-Нотбеке в 1864 году осчастливили батальон временным своим пребыванием Их Императорские Высочества Великие Князья Александр Александрович (будущий Император Александр III Миротворец) и Владимир Александрович. В 1869 году – Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович. При командире Генерал-майоре Данилове – Их Императорские Высочества Великие Князья Николай Николаевич младший в 1872 году и Сергий Александрович в 1876 году. При командире Генерал-майоре Вилламове – Их Императорские Высочества Великие Князья Сергий и Павел Александрович и Дмитрий Константинович в 1879 году. Его Императорское Высочество Князь Романовский Герцог Лейхтенбергский Евгений Максимилианович изволил пробыть в Учебном пехотном батальоне целый учебный 1865–1866 год. После капитальной перестройки в 1896 году воинский Спиридоньевский храм в Ораниенбауме освещали заново, и в его освящении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
    В Адмиралтейском же соборе святителя
Спиридона за эти годы появились новые приделы. В 1874 был освящен придел во имя Зачатия праведной Анны. А осенью 1889 на хорах собора освятили придел во имя пророка Осии, в память спасения Императорской Семьи в момент крушения Императорского поезда 17 октября 1888 года в Борках. Таким образом возникла ещё одна мистическая связь святителя Спиридона и Семьи Государя Императора Александра III.
  

Император Александр III


   Хочу опять мысленно вернуться на Керкиру, где и ныне в соборе святого
Спиридона почивают мощи Тримифунтского Чудотворца. Неподалеку от него располагается летний дворец Мон-Репо, который принадлежал королю Георгу и королеве Ольге Константиновне. Четвертый ребенок эллинской королевской четы принц Андрей Георгиевич женился на герцогине Алисе Баттенбергской, племяннице святой Императрицы-мученицы Александры Феодоровны. От этого брака одна за другой родились три дочери. И только 10 июня 1921 года именно в Мон-Репо появился на свет долгожданный сын, которого они нарекли Филиппом. Роды были внезапными, счастливую мать пришлось укладывать прямо на обеденный стол в столовой. Потом - годы спустя греческий принц Филипп женился на милой англичанке, более известной нам как королева Английская Елизавета II.

  Остров Корфу, г. Керкира, дворец Мон-Репо

  
Остров Корфу, г. Керкира, дворец Мон-Репо


  Остров Корфу, г. Керкира, дворец Мон-Репо


Остров Корфу, г. Керкира, дворец Мон-Репо

А задолго до этого, в 1894 году, когда Император Александр III Миротворец тяжело заболел, греческая королевская чета пригласила своего Великодержавного Родственника во Дворец Мон-Репо. Минеральные воды и климат Керкиры весьма благоприятствуют облегчению и даже исцелению почечных больных. А близкое присутствие мощей святителя Спиридона духовно содействует любому целительному процессу. Существует предание, что Государь Император Миротворец принял это приглашение и собирался отправиться к этой общеправославной святыне. Но резкое ухудшение Его состояния уже не позволило Императору отправиться в дальний путь морем.
    30 июля 1904 года в Лейб-гвардии Финляндский полк пришла телеграмма от Государя Императора Николая Александровича: "Господь дал Нам Сына Наследника, дорогим финляндцам – Шефа, о котором искренне поздравляю полк. Николай".
    Ликованию полка не было предела. По указанию капитана Свищевского за несколько дней к Крещению Его Высочества Алексия Николаевича был изготовлен складень в древнерусском стиле с образами Спаса Нерукотворного, святителя
Спиридона и святителя Алексия. Финляндцы получили благодарность и услышали из уст Государя, что складень полка, водруженный им собственноручно на колыбели Царственного Младенца, будет висеть там всегда.
    В 1903–1904 годах, к 100-летию Финляндского полка, по проекту архитектора С. П. Кондратьева на углу Большого проспекта и 19-й линии возводилась часовня святителя
Спиридона, приписанная к полковой Спиридоньевской церкви. Радостным событием в истории полка стало освящение часовни в день тезоименитства Цесаревича Алексия Николаевича в 1904 году. Через два года торжественно отмечалось столетие знаменитого полка. Сейчас богослужение в этой исторической часовне восстановлено, и среди верующих петербуржцев широко известно, как святитель многими своими чудесами помогает им в самых сложных жизненных обстоятельствах, исцеляет безнадежных больных.

Санкт-Петербург, Большой проспект, 67-а, часовня свт. Спиридона Тримифунтского

Санкт-Петербург, Большой проспект, 67-а, часовня свт. Спиридона Тримифунтского

   Санкт-Петербург, Большой проспект, 67-а, часовня свт. Спиридона Тримифунтского
  Санкт-Петербург, Большой проспект, 67-а, часовня свт. Спиридона Тримифунтского

   Санкт-Петербург, Большой проспект, 67-а, часовня свт. Спиридона Тримифунтского

Санкт-Петербург, Большой проспект, 67-а, часовня свт. Спиридона Тримифунтского
Увеличить Санкт-Петербург, Большой проспект, 67-а, часовня свт. Спиридона Тримифунтского

  
А сейчас хочу вернуться к истории московского Спиридоньевского храма, построенного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Филаретом (Романовым), и к мистической связи этой церкви с Царственным Родом Романовых. 19 июля 1918 года в главной советской газете "Известия" было опубликовано сообщение о расстреле святого Царя-мученика Николая Александровича. Через два дня, 21 июля, бывший Обер-прокурор Святейшего Синода Александр Дмитриевич Самарин в храме святителя
Спиридона Тримифунтского на Спиридоновке заказал панихиду по убиенному Государю. Её отслужил игумен Неофит, титулуя Царя-мученика по полному чину, а не как "бывшего Императора" или "гражданина Романова". Кто-то из "прихожан" донес об этом, и в тот же вечер игумен Неофит был арестован "чекистами", а спустя некоторое время расстрелян как активный контрреволюционер. А. Д. Самарину расстрела удалось избежать: игумен-мученик Неофит не выдал того, кто заказал Царскую панихиду. Но и А. Д. Самарину вскоре досталась высылка из Москвы и многие страдания скитальца.
    Опальный Московский храм святителя
Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте был уничтожен летом 1930 года, а на его месте в 1934 году был построен пятиэтажный жилой дом по адресу Спиридоновка, № 21/1. Некоторое время улица носила имя советского "графа" Алексея Толстого. После 1991 года ей формально вернули историческое имя, но пока не восстановили духовного содержания этого священного уголка древней Москвы.

МОСКВА, 23 апреля 2007 г. (информагенство "РИА Новости")

    Более 250 тысяч человек поклонились деснице греческого чудотворца и целителя
Спиридона Тримифунтского за шесть дней пребывания святыни в Даниловом монастыре Москвы, а некоторые, по словам наместника, уже получили чудесную помощь святого.
 
 

     "Мы считаем по образкам (иконкам), которые раздаем верующим у ковчега после поклонения деснице. За эти дни раздали более 250 тысяч", - сказал журналистам наместник монастыря архимандрит Алексий.
      Десница
Спиридона Тримифунтского впервые доставлена в Москву с греческого острова Корфу 15 апреля. Три дня она находилась в храме Христа Спасителя, где ей поклонились около 300 тысяч верующих.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    18 апреля ковчег с десницей торжественно принесли в Данилов монастырь, где он пробудет до 26 апреля.
     Как передает корреспондент РИА Новости,    сейчас плотная очередь к святыне выстроилась вдоль трех улиц и огибает территорию, почти вдвое превышающую монастырскую.
    По оценкам сотрудников милиции, следящих за порядком на территории монастыря, паломников не менее пяти тысяч.
    Те, кто уже достиг стен Троицкого собора, в отором установлен ковчег, утверждают, что стояли с 9 часов утра.
    "Народа больше, чем когда приносили мощи великомученика и целителя Пантелеимона. Те, кто приехали в 4 часа утра, стояли один час. Но было и так, что стояли по 12 часов", - рассказал архимандрит Алексий.
    Отвечая на вопрос о чудесах, он отметил, что некоторые случаи уже известны со слов верующих. "Например, одна женщина после того, как приложилась мощам, получила звонок, что ей дают квартиру по очереди, о которой она уже забыла", - рассказал наместник.
   Он сообщил также, что делегация греческого острова Корфу, сопровождающая ковчег с Десницей святителя
Спиридона Тримифунтского в путешествии по России, подарила Данилову монастырю Москвы башмачек святого.
   "Башмачек святителя
Спиридона - это то, что останется у нас, когда наши гости уедут, а десница святителя отправится в другие города России, а затем вернется на Корфу", - сказал он.
    По словам наместника, в течение года эта реликвия была на ноге
Спиридона Тримифунтского, мощи которого покоятся на Корфу.
    "Башмачек будет выставлен в Покровском храме монастыря - и каждый сможет вознести молитву святителю
Спиридону и поклониться его башмачку", - сообщил наместник.
    Он напомнил, что, согласно Священному писанию, "одежды апостолов совершали чудеса, а тень от их тел исцеляла больных". "Мы надеемся, что и эта реликвия послужит на благо людям", - сказал Архимандрит.
    По словам представителей Греции, на Корфу очень популярно предание о том, что
Спиридон Тримифунтский очень много ходит по миру, творя добрые дела, и башмаки его все время стаптываются. Поэтому раз в год их меняют, а прежняя пара становится реликвией для верующих. На башмачке, подаренном Данилову монастырю, также можно заметить потертости.
   
Спиридон Тримифунтский почитается верующими как покровитель бездомных и больных, помощник тем, кто стеснен в средствах, испытывает затруднения с жильем, а также всем, кто занят торговлей и финансами.
     Мощи святого
Спиридона покоились в городе Тримифунте на острове Кипр до середины VII века. Затем они были перевезены в Константинополь, а после его падения - в 1453 году - оказались сначала в Сербии, а затем - в 1456 году - на острове Корфу.
     Неизвестно, когда и по каким причинам от тела святителя была отделена десница. По документальным свидетельствам, на рубеже XVI-XVII веков она была доставлена из Константинополя в Рим папе Клименту Восьмому. Святыня хранилась в римской церкви Божьей Матери и лишь в ноябре 1984 года, накануне праздника святого
Спиридона, была передана церкви Керкиры.
    Десница доставлена в Россию по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и с одобрения Священного Синода Элладской (Греческой) церкви. Организаторы проекта - Данилов монастырь и Фонд "Русский предприниматель".
     Десница святого
Спиридона после Москвы посетит еще восемь городов России (Тулу, Калугу, Брянск, Орел, Липецк, Воронеж, Тамбов и Рязань).
 


 

Икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Воскресенская церковь).

 

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Воскресенская церковь) — православный храм в историческом центре Москвы.
 
 
Храм Воскресения Словущего
 
 
Интерьер храма Воскресения.
 
 
Икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского из храма Воскресения Словущего
 
 
Ковчег с мощами св. Спиридона Тримифунтского находится в центре большой иконы с левой и правой сторон которой расположены частицы мощей других святых. Икона чудотворная. С ней связано много удивительных историй. Вот одна из них. Как то раз одна работница храма пришла помолиться перед иконой св. Спиридона. Неожиданно во время молитвы плотно закрытый (и находящийся под стеклом) ковчег с мощами святого сам собою отворился. На чудо сбежались посмотреть все молящиеся. Позвали батюшку и спросили, что с этим делать? Батюшка сказал, пусть тот, кто открыл дверцу, её и закроет. Каково же было всеобщее удивление, когда та же самая работница храма помолилась ещё раз, и дверца закрылась.
 
 
Красным кругом на иконе обозначен ковчег с мощами св. Спиридона Тримифунтского
 
 
 
Видео
 
О храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва, Брюсов переулок 15/2). Отрывок из д/ф "Тайна Чудотворца Спиридона" телекомпании ТВ3 (из серии "Святые", фильм 9, 2010 г.).
 
 
История храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в 1629 году. На ее месте в 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

С 1620 года рядом с церковью находился храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 году и был возобновлен как придел к храму Воскресения Словущего в 1820 году.

Во второй половине XIX века были растесаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году верхние ярусы колокольни заменили новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.
 
Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, "урочище") получило наименование "Успенского вражка" (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом "Белом городе" Москвы.
Посвящен же храм празднику Воскресения Словущего.
Что означает «Воскресение словущее»? «Воскресение словущее» — простонародное название дня, посвященного воспоминанию обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, воздвигнутого на Голгофе равноапостольной царицей Еленой, которая очистила и обновила это святое, но оскверненное место (после разорения Иерусалима император Адриан устроил на Голгофе языческое капище, посвященное богине Венере). Храм был освящен 13 сентября 335 года (по юлианскому календарю). Этот праздник в народе называют «Воскресение словущее», так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) «воскресением». То есть этот праздник лишь слывет, называется Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения - Пасхи
 
Святыни
Икона Божией Матери "Взыскание погибших" (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах Храма Рождества Христова в Палашах);
образ святого Спиридона, епископа Тримифунтского.
 
Приделы
Воскресения Словущего (главный),
Пророка Елисея (южный),
Николай Чудотворца (северный).
 
Интересные факты
Перед иконой "Взыскание погибших" венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон.
Икона "Взыскание погибших" попала в храм после революции, из церкви Рождества Христова, что в Палашах. Туда же, по легенде, ее принес прихожанин, который, будучи вдовцом, один воспитывал дочерей и постоянно молился об их благополучии. Когда его молитвы были услышаны и судьба детей была устроена, он передал икону в храм.
 
Адрес храма:
Москва, Брюсов переулок, д. 15/2
 
По материалам сайта: http://msobolevsky.livejournal.com/3981.html
 
 

Паломничество будущего патриарха Кирилла к мощам св. Спиридона

    21 декабря 2004 года на острове Корфу (Греция) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил литургию в храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского, где пребывают мощи этого святого. За литургией митрополиту Кириллу сослужили епископ Балтийский Серафим и члены паломнической группы Русской Православной Церкви в священном сане.
 
    По завершении богослужения митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к присутствовавшим в храме с архипастырским словом:

    «Для Бога нет ни времени, ни пространства,      ибо Он – вне нашего физического мира. И все, что близко к Богу, также преодолевает законы человеческого бытия. Мы дивимся совершающимся порой чудесам, но для Вседержителя чудо обычно, поскольку Он Сам есть Закон, и все иные законы физического и духовного мира исходят и зависят от Него.

    Если совершается нечто, что противоречит физическим законам, человеческой логике, житейскому опыту, некоторые люди, не находя рационального объяснения случившемуся, приходят к мысли, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Для верующего же человека чудо естественно, ибо он вместе со всей Церковью воспевает Господу: «Ты еси Бог, творяй чудеса». Бог – Источник и Податель жизни, Источник всякого закона.
  

То, что мы в далекой России покланяемся святителю Спиридону Тримифунтскому, который отошел ко Господу почти 1700 лет назад, который никогда не был связан с нашей страной хотя бы потому, что тогда еще России не было, даже славянские народы к тому времени еще не сформировались. Однако память об этом святом бережно сохраняется в нашем народе, и многочисленные русские паломники приезжают на Корфу, чтобы поклониться его нетленным святым останкам.
     Святые мощи, которые являются проводниками благодати, – это тоже чудо Божие. Молясь перед мощами и чудотворными иконами, мы получаем от Бога просимое.
     Люди неверующие и даже некоторые христиане не понимают, почему Церковь Православная поклоняется честным мощам и святым иконам. Нам говорят: «Что же может исходить от доски, на которую нанесено изображение, или от останков умершего человека? Благодать – от Бога, как же она может исходить от физических предметов? Некоторые даже обвиняют нас в идолопоклонстве за то, что мы поклоняемся святым образам и останкам угодников Божиих.
    Ответ на эти обвинения очень прост: Бог – Источник жизни и Причина всего творения. Для того, чтобы действовали физические законы, перемещались в пространстве планеты, функционировали живые организмы, необходима энергия, и эту Божественную энергию мы и называем благодатью Святого Духа. Благодать пронизывает собой все творение: живое и неживое, и человеческое сознание, и мертвые камни. В этом смысле весь мир облагодатствован Богом. На каждом предмете пребывает Божественная энергия, потому что без этого дара они просто не существовали бы.
  


    Но когда мы, взирая на святую икону, с верою молимся тому, кто изображен на ней, когда мы вкладываем силу нашей веры в эту молитву, тем более, когда молитву совершает не один человек, но тысячи и тысячи людей на протяжении долгих лет, Бог являет великое знамение Своей милости. По нашим молитвам Господь дает знак Своего присутствия через святую икону, а мощи являются также знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), – говорится в Священном Писании о праведниках.
     Однако, поклоняясь святым иконам и мощам, мы должны избегать обрядоверия, к сожалению, иногда присущего религиозной жизни некоторых людей. Так, даже раскол в Русской Церкви произошел не из-за расхождения в вопросах веры, а из-за обрядов. Обрядоверие опасно, ибо является подобием магии, оккультизма.
     Чтобы пояснить различие между верой и магией, приведу пример. Господь, создав людей по образу и по подобию Своему и поселив их в раю, сказал, что они предназначены к тому, чтобы уподобиться Ему. Для этого Бог дал людям заповедь послушания: Он требует от них жизненного подвига, внутренней работы. Но приходит диавол-искуситель и говорит первым людям: не нужно подвига – съешьте от этого древа, и будете как боги. Господь призвал человека стать подобным Ему, и дьявол предлагает людям «стать, как боги», но не через подвижничество, не через веру и молитву, а лишь посредством вкушения плода с древа познания добра и зла.
  
   

    Желание овладеть некой силой или даже получить спасение не в результате внутренней работы и подвига, а благодаря использованию некоторых предметов и совершению определенных ритуалов, называется магией, оккультизмом или колдовством.
    Поклоняясь святым мощам и чудотворным иконам, мы не должны думать, что своими действиями автоматически приобретаем спасение. Я вспоминаю разговор со своей соседкой по лестничной площадке в то время, когда я еще жил в Петербурге вместе с родителями. Однажды она приходит ко мне и говорит: «Да что же это происходит! Ставила я, ставила свечки святителю Николаю, а брата моего взяли и посадили». Такое магическое сознание характерно для многих людей: если свечку поставил, ничего плохого не может произойти, если икону поцеловал, уже спасен.
     Мы должны понимать, что Бог спасает нас Своей благодатью. «Благодатью вы все спасены через веру», – говорит апостол Павел и добавляет: «Сие не от вас: Божий дар, не от дел, дабы никто не хвалился» (Еф. 2. 8-9).
     Мы с благоговением должны почитать святые мощи, прикладываться к ним, лобызать святые иконы, молиться перед ними, но помнить, что Бог не спасет нас автоматически, но лишь в ответ на нашу веру и на наш жизненный подвиг. Поэтому, посещая святые места во время паломничества, мы должны не только молиться, но и размышлять о своей жизни. Мы должны возвратиться из путешествия к святым местам с осознанием того, что в нашей жизни произошло нечто важное, мы должны дать Господу обещание стараться жить иначе: делать больше добра, говорить правду, чураться зла, не делать плохого другому человеку, не осуждать ближнего, не завидовать ему, сохранять чистоту сердечную и плотскую».
     Митрополит Кирилл обратился с приветствиями к русским паломникам, собравшимся в храме, пожелав им получить дар благодати от святых мощей, от святых икон, через молитву перед святынями, а также пожелал крепости сил и духа, помощи Божией в борьбе со страстями. «Пусть Господь всех нас благословит молитвами святителя и чудотворца Николая Мирликийского и святителя
Спиридона Тримифунтского, – сказал Владыка Кирилл.
     «Хотел бы сердечно поблагодарить Владыку Нектария, митрополита Керкирского, Паксийского и Диапонтийских островов, и настоятеля этого святого храма за то, что мы имели возможность здесь помолиться; благодарю наших греческих братьев и сестер за совместную молитву, – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – Мы единая Церковь, единый народ Божий, а это значит, что и в повседневной жизни единоверные русский и греческий народы должны быть ближе друг ко другу. Пусть благословение Божие пребывает над Россией и Грецией!»
  
С сайта http://www.mospat.ru/

Святитель Спиридон Тримифунтский и Россия. Архимандрит Августин (Никитин).

    12 (25) декабря вся Полнота Православной Церкови чтит память одного из своих величайших святых - святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского.
    Русские паломники, посещавшие   православный Восток, издавна стремились поклониться мощам свт.
Спиридона. Этот святой, прославленный Православной Церковью, родился на Кипре «от родителей простого звания». После смерти жены Спиридон за святость жизни был избран во епископа города Тримифунта (Кипр). Он присутствовал на Первом Вселенском Соборе в 325 г. в Никее. Здесь, несмотря на отсутствие всякой учености, Спиридон простым изложением веры опроверг защитников арианства и убедил одного знаменитого философа в истине православного учения. Скончался свт. Спиридон в 348 г.
  


    Как сообщается в греческом Часослове, мощи свт.
Спиридона были перенесены из Тримифунта в Константинополь около середины VII века, из-за нашествия на Кипр арабских войск. Спасаясь от «агарян», тримифунтцы бежали с мощами свт. Спиридона в Константинополь. Здесь эти мощи сохранялись в храме Святых Апостолов.
    Именно здесь, в храме свв. Апостолов, мощам свт.
Спиридона поклонялись русские богомольцы. Один из них, чье имя до нас не дошло, побывал в Царьграде в конце XIII- начале ХIV вв. «Апостольская церковь очень велика, - сообщал русский богомолец. - В ней лежат нетленные тела Спиридона и Полуекта, с левой стороны алтаря в кивотах. Позади алтаря находится гроб Елены, матери царя Константина, и гроб Иоанна Златоуста». [1] Другой русский паломник, Стефан Новгородец, побывал в Константинополе в 1348-49 гг. «Пошли на гору к Апостольской церкви и тут поклонились мощам святого Спиридона», - пишет он в своем «Хождении». [2]
     А еще через 40 лет у мощей свт.
Спиридона молился посланец из Смоленска - Игнатий. Он побывал здесь в 1389 году «месяца июля в 1-й день». «Пошли к Апостольской церкви, поклонились и целовали святой столп, на нем же был бит Иисус Христос, - пишет Игнатий Смольнянин. - Тут же в приделе лежат святые Спиридон и Полиевкт и мощи святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, в каменных ковчегах запечатанные». [3]
     Сходные сведения о мощах свт.
Спиридона оставил в своих записях диакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, в 1419-1422 гг. обошедший Царьград, Афон и Палестину. «В святой церкви Апостолов стоит столбец, к которому евреи привязывали Христа, и другой столбец небольшой, у него плакал апостол Петр, когда отрекался от Христа, - сообщает Зосима. - В этой же церкви великий лежит Спиридон». [4]
    В 1453 году столица Византии пала под натиском турок, после чего священник Григорий Полиевкт, взяв с собой чтимые мощи, отправился сначала в Сербию, а в 1456 г. он перевез их на остров Корфу. Русские паломники, бывавшие на этом острове, стремились, как и прежде, посетить чтимые мощи свт.
Спиридона. В 1725 г., едва ли не в числе первых отечественных паломников, здесь побывал «киевский пешеходец» Василий Григорович Барский. В те годы остров Корфу входил в «сферу интересов» Венеции (1386-1797). В.Г. Барский подробно описывает свои впечатления о христианских традициях на Корфу и о поклонении мощам свт. Спиридона. [5]
     Особый период в истории храма, где почивали мощи свт.
Спиридона, связан с борьбой ряда европейских держав за влияние на Средиземноморье. В 1797 г. о. Корфу, как и другие Ионические острова, был занят французскими войсками, которые изгнали отсюда венецианцев. Но их правление продолжалось недолго, и население Ионических островов жаждало ухода французов. Осенью 1798 г. народ поднялся на борьбу, на помощь восставшим пришла православная Россия.
      В 1799 г., когда А.В. Суворов освободил от французских войск Италию, вице-адмирал Ф.Ф. Ушаков, командуя соединенным российским и турецким флотом, покорил о. Корфу; 22 февраля 1799 г. французский гарнизон Корфу капитулировал. За эту блестящую победу Ф.Ф. Ушаков получил чин адмирала. Когда Суворов получил известие о взятии Корфу, он сказал: «Сожалею, что не был при этом хотя бы мичманом». [6] «Французские флаги на крепостях и судах были спущены, а неприступная Корфу узрела в первый раз на стенах своих победоносный флаг Российской империи», - писал один из русских историков в ХIХ в. [7] 
     Вечером главнокомандующий в    сопровождении командиров российских кораблей отправился на берег, в церковь святителя и чудотворца
Спиридона для совершения благодарственного молебна за победу. «Победители, окруженные народом, с шествующими впереди крестами при колокольном звоне и беспрерывной ружейной пальбе жителей, дошли до соборной церкви свт. Спиридона, где и происходило богослужение, - вспоминал один из участников этого торжества. - Молебствие совершил протоиерей здешний. Нельзя было взирать без умиления на два народа, столь друг от друга отдаленные и соединившиеся по чрезвычайным политическим переворотам в одной церкви, для прославления одним и тем же Крестом Всевышнего, даровавшего одному победу, а другому освобождение от несносного чужестранного ига». [8]
     Прием, оказанный Ф.Ф. Ушакову простыми верующими, был самый радушный. Русские матросы, «не зная греческого языка, довольствовались кланяться на все стороны и повторяли: «Здравствуйте, православные!», на что греки отвечали громким «ура!», - пишет тот же автор. - Тут всякий мог удостовериться, что ничто так не сближает два народа, как вера, и что ни отдаленность, ни время, ни обстоятельства не расторгнут никогда братских уз, существующих между русскими и единоверцами их». [9] 
  

 
     Освободив в 1799 г. о. Корфу от французов, вице-адмирал Ф.Ф. Ушаков проявил особое уважение к памяти св.
Спиридона. Местные жители особо почитали этого святого, в особенности после успешного отражения атаки турецких войск в 1716 г. Поэтому ежегодно 12 декабря (ст. ст.) в честь свт. Спиридона в городе Корфу проводились празднества. Открытые мощи, поставленные на ноги, в золотом кивоте, при пальбе из крепостных пушек и с судов, обносились вокруг города. Церковь свт. Спиридона считалась богатейшей на Востоке, и не только греки, но и католики присылали в нее пожертвования. Там были огромные золотые и серебряные паникадила, принесенные в дар Венецианской республикой, было много драгоценных вкладов императрицы Екатерины II и императора Павла I. [10] 27 марта 1799 г., в первый день Пасхи, адмирал Ушаков назначил большое торжество, пригласив духовенство совершить крестный ход с выносом мощей свт. Спиридона. О том, как проходило это празднество, сообщает биограф Ф.Ф. Ушакова Р. Скаловский: «В избранный адмиралом день, 27 марта, народ собрался со всех деревень и ближайших островов; русские войска были расставлены по обеим сторонам пути, по которому должна была идти процессия, и часть их расположилась на главной площади. Гробницу и балдахин поддерживали наши генералы, штаб- и обер-офицеры и первые лица города. Ее обнесли вокруг крепостных строений, и в это время из всех крепостей производилась пальба; войско стреляло беглым огнем из ружей. Ввечеру весь город был иллюминован, и народ беспрерывно восклицал: «Виват! Государь наш избавитель Павел Петрович!» [11]
     Предоставив жителям Ионических островов права широкого самоуправления, Россия содействовала образованию нового государства. 12/27 января 1801 г. на Корфу с почестями был снят флаг России, а 13/26 состоялась торжественная церемония поднятия Ионического флага.
    Но тем не менее, в том же 1801 г. кафедральный собор и мощи свт.
Спиридона были приняты под особое покровительство России, в знак чего над западными вратами был поставлен императорский герб. Такой же герб находился над местом, где, как победитель, восседал адмирал Ушаков. Перед гербами беспрестанно теплились лампады. [12] 
Рака с мощами св. Спиридона Тримифунтского


Мощь российского флота в Средиземноморье была большой, но отнюдь не решающей. Российскому правительству приходилось учитывать общую расстановку сил на европейском континенте. Наполеоновские войска угрожали европейским государствам, и в результате сложных дипломатических переговоров в 1807 г. Наполеон и Александр I подписали Тильзитский договор, согласно одному из условий которого Ионические острова снова должны были перейти под власть Франции. 7/20 августа 1807 г. на о. Корфу вступил французский гарнизон. С этого времени покровительство России храму и мощам св. Спиридона стало лишь символическим. 4 сентября 1807 г. адмирал Сенявин «пошел поклониться в последний раз благодетельствовавшим нам мощам св. Спиридона», - писал очевидец этих событий. [13]
     Франция владела Ионическими островами по 1814 г. Позднее этот архипелаг взяла под свое покровительство Великобритания, и лишь в 1864 г. острова были воссоединены с независимой Грецией. Многие русские паломники бывали на Корфу и в «английский» период, и после его завершения. Они направлялись в храм свт.
Спиридона, и ныне украшающий город Корфу. Церковь была построена в 1590 г. на месте более древнего храма, посвященного памяти того же святителя. Гробница свт. Спиридона, изготовленная в XIX в. по специальному заказу в Вене, по-прежнему находится справа от алтаря. По давней традиции мощи святителя четырежды в году обносят с крестным ходом вокруг города.

Примечания

[1] Книга хождений. Записки русских путешественников ХI-ХV вв. М., 1984. Анонимное хождение в Царьград. с. 265.
[2] Там же. Из странствия Стефана Новгородца. с. 274.
[3] Там же, с. 280.
[4] Там же, с. 300-301.
[5] Странствования В.Г. Барского по святым местам Востока. Ч. I. СПб, 1886, с. 192-195.
[6] Висковатов А. Блокада и осада Корфу, 1798-I799 гг. СПб, 1828, с. 40.
[7] Там же, с. 38.
[8] Записки флота капитан-лейтенанта Егора Метаксы (1798-1799 гг.). СПб, 1915, с. 220.
[9] Там же, с. 220.
[10] Скаловский Р. Жизнь адмирала Ф.Ф. Ушакова. Ч. I-II. СПб, 1856, с. 328.
[11] Там же, с. 328 (примечание).
[12] Записки морского офицера в продолжении кампании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Д.Н. Сенявина. Ч. II. СПб, 1836, С. 86.
[13] Воспоминания на флоте Павла Свиньина. Ч. II. СПб, 1819, с. 233.

Тапочки святителя Спиридона (Олеся Николаева)

   Одна из «сюжетных» линий повести Олеси Николаевой «Корфу» - житие святителя Спиридона Тримифутского, покровителя острова. Причем это не просто пересказ, но живое, искреннее и глубокое осмысление чудесных событий, К которому, думается, и стоит стремиться всем, читающим о жизни того или иного святого.
Предлагаем некоторые отрывки из повести «Корфу».


...Покровителем Корфу считается святитель
Спиридон Тримифунтский, хотя он никогда не жил на этом острове, а жил на Кипре, где нес христианское служение, совершал великие подвиги молитвы и милосердия и чудеса. Но на Корфу были перенесены еще в 1456 году из захваченного мусульманами Константинополя его мощи, и с тех пор он телесно и пребывает здесь, защищая и помогая всем, кто обращается к нему с верой и молитвой.
  Я так люблю святителя
Спиридона и столько раз чувствовала его любовь, защиту и помощь, что живо ощущаю его присутствие в моей жизни: молитвенно позовешь его - он откликнется. А теперь, здесь, в Керкире, приближаяcь к его мощам и стоя перед ними в ожидании, когда их откроют, я испытываю радость ВСТРЕЧИ. Воистину - "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых". Это - одно из самых поразительных откровений христианства.
   Считается, что это святитель
Спиридон в свое время не допустил на остров турок, которые захватывали вокруг все новые и новые земли: в 1531 году янычары, готовясь взять Корфу, обложили его изнурительной осадой. Казалось, падение Керкиры - его главного города - неминуемо. Но жители обратились за помощью к святителю, и турки были разгромлены, несмотря на их значительный численный перевес над защитниками-христианами.
    С 1386 по 1791 год здесь господствовали венецианцы, потом ненадолго сюда пришли французы, но в 1799 году русский флот, возглавляемый славным адмиралом Ушаковым, ныне причисленным к лику святых и особо почитаемым здесь, на Корфу, разбил их и освободил остров. А в 1814 году установилось британское господство, воспоминанием о котором остался английский язык: им - уже традиционно - владеют местные жители.
     До сих пор чувствуется то, что не турки, а венецианцы на острове задавали тон: столица Корфу Керкира напоминает и Венецию, и Геную, и Падую, и Мальту, а в главных православных храмах - святителя
Спиридона и митрополичьем, где хранятся мощи св. царицы Феодоры, на греческом богослужении церковное пение сопровождается органом - очень осторожным, очень деликатным, словно старающимся имитировать человеческий голос. Да и весь корфианский мелос свидетельствует о своей самобытности, о свободе, не знавшей мусульманских притеснений и веяний. И кажется, что здесь с незапамятных времен так и живут древние фиаки, не ведавшие кровопролитий и катастрофического смешения кровей, народ христолюбивый и мирный... Ведь это именно они - фиаки - во главе со своим царем Алкиноем приветили у себя уже почти отчаявшегося хитроумного Одиссея и доставили его наконец-то на родную Итаку.

(...)
  
   Святитель Спиридон не только спасал Корфу от захватчиков-иноверцев, но и останавливал (дважды) эпидемии чумы, избавлял жителей от землетрясения, засухи и голода, исцелял от смертельных болезней и даже - такое тоже бывало - воскрешал из мертвых. Может быть, чудо с четырьмя миллионами оливковых деревьев - это тоже не без его участия? Вон албанцы пытались при Энвере Ходже устроить на своих скалах террасы и насадить виноградники, даже китайцев приглашали в советчики. Но ничего у них не вышло - виноградники засохли и остались лишь уродливо перерытые голые скалы.

...Или в Албании это потому, что именно сюда, когда она называлась еще Иллирией, был некогда отправлен в ссылку злочестивый Арий после осуждения его ереси на Соборе? Там - Арий, здесь -
Спиридон.

(...)

    Про святителя
Спиридона на Корфу по сей день ходят легенды, будто бы он, пребывая телесно в своем храме, во время литургии поворачивает голову в сторону святого Престола. А по ночам - ходит: ему часто меняют облаченья, и подошвы расшитых тапочек оказываются стоптанными. Кроме того - известно множество свидетельств, когда он исцелял безнадежно больных, предупреждая их о готовящемся чуде своим появлением.

(...)

     В житии святителя
Спиридона сказано, что он  был женат, и жили они с женой благочестиво, родив дочь. А потом жена умерла. И далее после этой спокойной констатации своим чередом описываются дальнейшие события жизни святого. Так и положено в житии, обязывает сам жанр, чтобы не было тут ничего лишнего, ничего психологического. Но на самом-то деле, как бы смирен и кроток он ни был, наверняка ведь и страдал, и плакал, и горевал. Даже Христос, узнав, что Лазарь умер, "восскорбел духом" и "прослезился", потому что, как сказано, "Он любил его" (Ин. 11:33, 35, 36).

    Так и
Спиридон любил жену - почему бы ему ее-то не любить, когда он любил всех? Именно по любви он, приютив у себя голодного и изнемогающего странника и не имея никакой постной пищи, чтобы его покормить (был пост), угостил его мясом, причем, чтобы тот не смущался, сам разделил с ним трапезу. По любви беседовал с идолослужителем Олимпом, пытаясь отвратить его от языческого заблуждения. По любви давал нуждающимся деньги и пищу. Исцелял, воскрешал из мертвых, усмирял бурю.

    Когда жена умерла, у Святителя
Спиридона осталась на руках дочка, сирота Ирина, он растил ее, заботился, болел за нее душой, как все добрые родители. А потом и она умерла, как сказано, "в расцвете лет".

    Ирина тоже была наверняка очень хорошая, любящая дочь. Какая-то богатая женщина дала ей на хранение свои драгоценности - то есть ей можно было доверять, зная, что она не предаст, не обманет, не поступит низко... Значит, земная жизнь Святителя была полна горя, и много в ней было того, что можно пережить только великим страданием и терпением. Это только нам, издалека, через условный язык жития видится, что святым все давалось легко.

     Нет, конечно, разумеется, для верующего человека умерший не сгинул, не пропал, душа его жива, тело ждет воскресения... И все же. Христос ведь знал, что Он вот-вот воскресит умершего Лазаря, а все же не сдержал слез, услышав, что друг его мертв. Значит, и нам не возбраняется плакать от нашей любви, когда плачется, и страдать, и страдание это проходить насквозь.

     У меня есть два "жития" святителя
Спиридона. Одно - составлено неким греком Михалисом Г. Ликисса, другое - вышло недавно в Москве и написано А.В. Бугаевским. Во втором житии, в отличие от первого, утверждается, что святителю Спиридону, несмотря на явленные им чудеса и свидетельства его прозорливости, так и не удалось обратить в христианство языческого жреца Олимпа. Тот, хотя и относился к Святителю с почтением, все же не принял Христовой веры. И это не менее важный и красноречивый факт жизни святителя Спиридона, чем если бы он все-таки обратил идолослужителя.

     Здесь, в решении свободной воли человека, в его личном выборе, - краеугольный камень христианства. Никто и ничто не спасает автоматически. Даже в числе двенадцати ближайших учеников Христовых оказался предатель. У человека до последней минуты жизни нет верных гарантий спасения. Пока не прервется дыхание, с ним остается роковой вопрос его вольного произволения, возможность исповедовать Христа или отречься от Него. До самого смертного часа человеку не дано знать, примет ли его - такого, при всех его заслугах или вовсе без оных - Христос. Единственное, что перекрывает этот страх быть отвергнутым, это - любовь. Любовь ко Христу, которая "не перестанет", которая "все покрывает" и которая верит в милосердие Божье: "всему верит, всего надеется, все переносит".

(...)

     У святителя
Спиридона было несколько историй, непосредственно связанных с деньгами. Это когда после сильного наводнения к нему пришел разорившийся крестьянин и поведал о своей беде: он обратился к знакомому ему состоятельному человеку и попросил одолжить зерна для посевов с тем, что после урожая он вернет ему это зерно с лихвой. Но тот потребовал от него залог, которого у бедняка не было.

    И тогда святитель
Спиридон дал ему для залога дивное украшение - золотую змею. Перед такой ценностью владелец амбаров не смог устоять и наделил крестьянина зерном. Тот посеял его и вскоре получил небывалый урожай. Выручив за него немалые деньги, крестьянин на радостях поспешил к богатому землепашцу, чтобы вернуть долг. Но богачу уже так не хотелось расставаться с драгоценностью, что он слукавил: мол, не получал он никогда никакой золотой змеи, в глаза ее не видывал и потому возвращать ничего крестьянину не будет.

     Крестьянин поведал эту историю святителю
Спиридону, и святой уверил его, что плут вскоре будет наказан. Богач же тем временем решил полюбоваться столь ловко присвоенной драгоценностью и полез в сундук, где она хранилась. Каков же был его ужас, когда он обнаружил вместо золотого изваяния живую змею! Он захлопнул крышку сундука, отыскал крестьянина и, ссылаясь на то, что он только что вспомнил всю эту историю с залогом, предложил вернуть драгоценность в обмен на уплату долга.

     Крестьянин принес деньги, а богач подвел его к сундуку и предложил забрать из него то, что там хранилось. Крестьянин отвалил крышку и вытащил оттуда сверкающую золотом литую змею.

     Когда крестьянин вернул драгоценность святителю
Спиридону, тот пригласил его пойти с ним на огород, где и положил на землю сокровище. После этого он воззвал к Господу с молитвой благодарения, и змея, сослужив свою службу в качестве золотого изделия, превратилась в живую скользкую тварь и тут же уползла по своим змеиным делам. И потрясенный крестьянин понял, что святитель Спиридон, который так хотел ему помочь и сам не имел ничего, что бы можно было отдать в качестве залога, умолил Господа превратить это пресмыкающееся в драгоценный предмет. Ибо - "Господь творит все, что хочет, на небесех и на земли, на морях и во всех безднах" (Пс. 134:6). Но каково же дерзновение святого, какова сила его молитвы!

    Это ведь еще и притча об эфемерности стоимости земных вещей...

Где живёт святитель Спиридон

   Святитель Спиридон Тримифунтский — великий чудотворец, и на Руси почитался наравне со Святителем Николаем Мирликийским, но так уж повелось, что к святому Спиридону люди обращались главным образом в жилищных нуждах. «Помоги, святитель Спиридон, дом купить, квартиру снять!.. Помоги хоть какой-нибудь угол для житья найти, помоги обменяться     успешно!..
- Вы даже не представляете, как часто люди обращаются к Тримифунтскому чудотворцу, и как часто он им помогает! — рассказывал мне о. Олег Емельяненко, настоятель ораниенбаумского храма во имя свт.
Спиридона. — На выставке «Православная Русь» к нашему стенду подходили десятки людей — и все рассказывали о чудесной помощи святителя.
- Вы что-нибудь записали из этих рассказов?
- Нет, не догадался… Но ведь истории у всех одинаковые: у человека возникают проблемы с жильём — или денег не хватает на покупку квартиры, или боятся, что агенты обманут при обмене, или просто негде жить. Человек обращается к святителю за помощью, обещает как-нибудь отблагодарить его — или жертвой на храм, или молебнами, или хотя бы чтением акафиста. И святитель обязательно помогает. Люди рассказывают мне об этой чудесной помощи и плачут от радости…
   Я слушаю батюшку, смотрю вокруг, и в голову мне приходит старая поговорка: «Сапожник без сапог». Мы стоим в деревянном Спиридоновском храме, построенном ещё в 1838 году… С тех пор он успел побывать и складом, и Домом пионеров, и городским спортзалом, а сейчас, если смотреть снаружи, то не сразу и догадаешься, что это храм — бревенчатый барак с обвалившимися пристройками.
- Да, состояние ужасное, — соглашается о. Олег, — но на следующий год у нас намечена реставрация. Вернее, даже не реставрация, а полная перестройка: стены разберём, а на их месте поставим новые. Но, разумеется, храм будет выглядеть точно так, как он и был задуман в царствование Николая I… Нашу церковь ведь уже перестраивали однажды — в конце XIX века, освящали её заново. Кстати, в этом вторичном освящении принимали участи двое будущих святых: о. Иоанн Кронштадтский и о. Философ Орнатский. Верю, что они сейчас молятся за наш храм вместе со святителем
Спиридоном.
- Люди рады получить помощь от святителя, а сами, видимо, не спешат ему помочь: у св.
Спиридона тоже проблемы с жильём в Ораниенбауме…  
- Храм любой помощи будет рад, — говорит батюшка. — Господь и две лепты от вдовицы принял, значит, и нам нельзя брезговать народной помощью… Но вообще-то хотелось бы, чтобы люди сначала просто приехали к нам в гости, просто помолились бы с нами вместе, приложились бы к нашим святыням. Поймите, я не жалуюсь на недостаток прихожан, нет! Но ведь в области нет другого храма, посвящённого
Спиридону Тримифунтскому. Где ещё молиться этому великому чудотворцу, как не у нас? Мы каждое утро неукоснительно, ровно в 10 часов читаем акафист святителю — если встать пораньше, то можно поспеть на электричке с Балтийского вокзала. У нас есть частичка сапожек святого Спиридона — я привёз их с о. Корфу…
- А я думал — это частица мощей…
- Нет, это кусочки сапожка. Дело в том, что мощи свт.
Спиридона вообще никогда не разделяются. Это удивительные мощи — они весят, как тело взрослого мужчины и даже сохраняют эластичность: такие мощи делить на кусочки как-то рука не поднимается… А сапожки его известны тем, что их три раза в год приходится менять: снашиваются. Монахи на Корфу верят, что святитель ходит по земле, гостит у тех, кому нужна его помощь. Вы знаете, что рака его запирается на ключ. Так вот, иногда монахи хотят отпереть раку, а ключ заедает, не хочет поворачиваться ни за что. Это значит, что святителя в раке нет, он ходит по земле. А в другой раз ключ поворачивается легко, без труда — святитель вернулся. И три раза в год изношенные его сапожки снимают, разрезают на части и раздают верующим. Вот и нашему храму досталось. А ещё у нас есть уникальная вещь: фотография святителя. Вернее, конечно, его мощей. Очень редко монахи разрешают их фотографировать, очень мало таких «портретов» в мире… Один из них — у нас, освящённый на мощах самого чудотворца. Приходите, приложитесь к этой святыне, пропойте с нами акафист… А ещё, если успеете, приезжайте 25 декабря на наш городской праздник. Да, в этот раз день памяти Спиридона Тримифунтского будет отмечаться в Ораниенбауме как городское торжество. Дело в том, что наш храм принадлежал Лейб-Гвардии Волынскому полку, расквартированному в этих местах, а всё, что касается истории этого полка, для жителей Ораниенбаума — свято. 24 декабря состоится светский городской праздник с военными играми, а 25 — торжественная служба в нашей церкви. Будет много почётных гостей из епархии — приходите и вы!

Алексей БАКУЛИН